Арсений Иванович Мещерский (1834–1902)
Арсений Иванович Мещерский — выдающийся русский живописец и график. Он стал одним из наиболее признанных мастеров академического пейзажа второй половины XIX века. Его произведения отличались тонкой передачей света, атмосферности и ярким колоритом. Кроме того, художник активно участвовал в художественной жизни страны и занимал ключевые посты в творческих объединениях.
Образование и начало пути
Происходя, вероятно, из княжеского рода Мещерских, Мещерский с 1854 года учился в Императорской Академии художеств. Его наставниками были Ф. А. Бруни, Т. А. Нефф и С. М. Воробьёв. Уже в 1855 году он получил малую серебряную медаль за пейзажи «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». А в 1857 — большую серебряную медаль за полотно «Утро в окрестностях Фридрихсгама».
Во время учёбы начал преподавать частным образом. Это помогло ему накопить средства на поездку за границу.
Зарубежный опыт и становление
В 1857 году художник отправился в Женеву, где работал под руководством швейцарского мастера Александра Калама. Уже через два года он получил большую золотую медаль Академии за картину «Швейцарский вид (Льды на Ландеке)». Тогда же ему было присвоено звание художника I степени и предоставлено право на пенсионерскую поездку в Европу сроком на четыре года.
С 1860 по 1864 годы он путешествовал по Швейцарии, Италии и Франции. Кроме того, посетил Крым, вдохновившись южными пейзажами. После возвращения на родину в 1864 году получил звание академика.
Профессиональная деятельность и поездки
Мещерский не ограничивался работой в мастерской. В 1867 году он сопровождал великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. Позднее художник многократно бывал в Крыму, на Кавказе, в Финляндии, Греции и Турции. В 1898–1899 годах работал на Афоне. Также он посетил Швейцарию и Италию.
За картину «Вид у истоков Риона», представленную в 1876 году, Мещерский получил звание профессора Академии художеств.
Выставки и художественные объединения
С 1855 года художник регулярно участвовал в выставках. Он экспонировался в залах Академии художеств (до 1899 года), в Обществе поощрения художников, Московском обществе любителей художеств, Товариществе передвижников, а также на Всемирных выставках — в Париже, Лондоне и Вене.
Важную роль он сыграл в развитии художественных союзов. С 1875 года Мещерский состоял в Обществе выставок художественных произведений, а в 1876–1878 годах возглавлял его. С 1880 года он стал членом Общества русских акварелистов. В 1890 году выступил как один из учредителей Санкт-Петербургского общества художников и стал его первым председателем. Также он участвовал в работе Клуба художников.
Стиль, темы и значение
Арсений Мещерский придерживался академической традиции. Однако в ряде работ ощущается близость к передвижникам. Он писал преимущественно пейзажи, используя масляные краски, акварель, сепию и литографию. Его любимыми темами были горные, морские и зимние виды, нередко с выразительными эффектами освещения.
Мещерский прославился как тонкий колорист и искусный рисовальщик. Его работы отличались живостью, насыщенностью цвета и мастерством композиции.
Наследие и признание
Творчество Мещерского представлено в ведущих музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Персональные выставки художника прошли в Петербурге (1883, совместно с И. К. Макаровым) и в Москве (1900). В 1903 году состоялась его посмертная выставка.