Три рисунка
Россия, послед. четв. XIX в. Бумага, карандаш. Загрязнения. Три рисунка наклеены на один картон.
Экспертиза-консультация ГТГ на старом снимке от 1997 года
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1837–1898)
Выдающийся живописец академической школы второй половины XIX века. Он прославился работами в жанрах батальной и жанровой живописи, а также созданием иллюстраций к произведениям русской классики. Благодаря этому его имя заняло прочное место в истории отечественного искусства.
Происхождение и образование
Николай Дмитриев-Оренбургский родился 1 апреля 1837 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. После домашнего обучения продолжил учёбу в Уфимской губернской гимназии. Первоначально его готовили к военной карьере. Однако, благодаря поддержке полковника Зацепина и Я. Ростовцева, он был зачислен в Императорскую Академию художеств.
В Академии (1859–1863) он учился у Ф. А. Бруни и А. Т. Маркова. За годы обучения получил несколько наград: серебряные медали (1856–1858), а в 1860 году — малую золотую медаль за картину «Сцены из Олимпийских игр».
Тем не менее, в 1863 году он принял участие в «Бунте четырнадцати» — протесте против академических ограничений. После этого ушёл из Академии с титулом классного художника 2-й степени, но продолжил активно выставляться до конца жизни.
Творческая карьера
Сразу после «Бунта» он стал одним из основателей Санкт-Петербургской артели художников. В 1868 году за картину «Утопленник в деревне» получил звание академика. Через год сопровождал великого князя Николая Николаевича в поездке по Кавказу и другим регионам. По её итогам создал альбом из 42 карандашных рисунков.
С 1871 по 1884 год жил и работал за границей — в Дюссельдорфе, Мюнхене, Вене и Париже. В столице Франции он участвовал в Салоне и работал в керамической мастерской при Обществе взаимного вспоможения русских художников. Его картины пользовались успехом у французской публики.
Батальные полотна
С 1877 года художник начал писать батальные сцены по заказу императорского двора. Он отправился в Болгарию, чтобы на месте изучить события Русско-турецкой войны.
В 1883 году был удостоен звания профессора батальной живописи за картины «Бой на Систовских высотах конвоя Александра II» и «Выезд Александра II в Плоешти».
Помимо батального жанра, Дмитриев-Оренбургский участвовал в росписи Храма Христа Спасителя. Кроме того, в 1891 году стал одним из основателей Санкт-Петербургского общества художников.
Иллюстрации и графика
Художник активно работал в графике и книжной иллюстрации. Он оформлял произведения Пушкина, Толстого, Тургенева и Некрасова. Также сотрудничал с журналами: «Искра», «Нива», «Пчела», «Север», «Живописное обозрение».
Кроме того, он работал в техниках офорта и литографии, демонстрируя техническое мастерство и стилистическую точность.
Выставки и признание
Его произведения регулярно участвовали в выставках Московского общества любителей художеств (1881–1890), Общества русских акварелистов (1893–1897), Товарищества южнорусских художников, а также на Всероссийской промышленной выставке (1896).
В последние годы жизни он преподавал на художественных курсах в Санкт-Петербурге.
Николай Дмитриев-Оренбургский скончался в 1898 году. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1899 году в Академии художеств прошла его мемориальная выставка.
Художественный стиль
Работы художника отличаются высоким академическим уровнем исполнения. Он придавал большое значение рисунку, композиции и сдержанной колористике.
Несмотря на приверженность академизму, его произведения не теряют выразительности и эмоциональной насыщенности. Он добился признания в батальной и жанровой живописи, а также в иллюстрации.
Наследие
Произведения Дмитриева-Оренбургского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже и других крупных собраниях. Его имя входит в число значимых представителей академического реализма второй половины XIX века.
Интерес для коллекционеров
Картины и офорты художника высоко ценятся на антикварном рынке. Благодаря узнаваемому стилю и исторической ценности, его работы интересны как музейным институциям, так и частным коллекционерам.