Скульптура «Осип Иванович Комиссаров-Костромской»
Автор модели 1866-1869 гг. скульптор А.М. Опекушин (1838-1923)
Экспертиза Л.А. Дементьевой
Санкт-Петербург, Заведение бронзовых, серебряных и золотых художественных изделий А. Соколова, отливка начала 1870-х гг.
Бронза, литьё, чеканка, патинирование.
Высота 65 см, максимальная ширина 19 см, диаметр постамента 17 см.
Надписи, клейма: СОБСТВѢНОСТЬ А.СОКОЛОВА // 4 АПРѢЛЯ 1866 // Осипъ Ивановичъ Комисаровъ Костромскои.
Сохранность: незначительные окислы.
Аналогичные работы находятся в Государственном историческом музее (Инв № ГИМ 83000/782) и музее «Собрание» (Инв. № 232/ИЗО).
Имеет музейное и коллекционное значение.
4 апреля 1866 года мастер картузных дел Осип Иванович Комиссаров (1838–1892) спас жизнь императора Александра II от покушения революционера Д.В. Каракозова.
После прогулки в Летнем саду император собирался садиться в коляску, вокруг которой толпился народ. Стоявший там же О.И. Комиссаров вовремя увидел спешно проталкивающегося сквозь толпу мужчину, который начал целиться в Александра II почти в упор, и ударил Каракозова по руке вверх, отведя выстрел. В результате Осип Комиссаров стал общественным героем, сравнимым с Иваном Сусаниным. Александр II наградил его Владимирским крестом IV степени и возвёл в потомственное дворянство с двойной фамилией «Комиссаров-Костромской» — возможно, по названию губернии, где мастеру было пожаловано большое имение.
Александр Михайлович Опекушин (1838—1923)
Александр Михайлович Опекушин — выдающийся русский скульптор, академик Императорской Академии художеств, автор знаменитых памятников русским деятелям культуры и истории.
Биография
Александр Опекушин родился 16 (28) ноября 1838 года в деревне Свечкино Ярославской губернии в семье крепостных крестьян. Его отец, Михаил Опекушин, работал лепщиком-декоратором на бронзолитейном заводе. Уже в 12 лет Александр помогал отцу в артели лепщиков и штукатуров в Санкт-Петербурге.
Вскоре стало ясно, что у юного Опекушина особый талант и трудолюбие. Благодаря этому он окончил Рисовальную школу Общества поощрения художников за два года вместо положенных трёх. Затем художник продолжил обучение в мастерской известного датского скульптора Давида Йенсена. В 1859 году Опекушин выкупил свою свободу за 500 рублей и начал самостоятельную творческую карьеру.
Творческий путь
Первый серьёзный заказ Опекушин получил благодаря совместной работе с Михаилом Микешиным на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году. Вскоре, в 1869 году, ему присвоили звание «классный художник II степени». Позже, в 1872 году, Александр Михайлович стал академиком за скульптуру Петра I.
Среди наиболее значимых его работ стоит выделить следующие памятники:
-
Памятник А. С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве, открытый в 1880 году. Кроме того, это первый памятник великому поэту в России, ставший символом культурной жизни Москвы.
-
Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске, открытый в 1889 году.
-
Монумент Александру II в Московском Кремле, установленный в 1898 году. Впоследствии монумент разрушили в 1918 году и восстановили лишь в 2005 году.
-
Памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьёву-Амурскому в Хабаровске, сооружённый в 1891 году. Однако памятник уничтожили в 1925 году.
Опекушин творил в русле реализма, создавая выразительные и узнаваемые образы, и умело подчёркивал характеры героев своих произведений.
Личная жизнь и последние годы
Примерно в начале 1860-х годов Опекушин женился на Евдокии Ивановне Гускиной. Несмотря на признание и славу, в последние годы жизни скульптор часто испытывал финансовые трудности и брался за декоративные заказы — лепку фасадов и интерьеров.
В результате последние годы жизни Александр Михайлович провёл в селе Рыбница Ярославской губернии, практически забытый современниками. Он умер 4 марта 1923 года от пневмонии, и его похоронили в местной церкви.
Значение и наследие
Таким образом, Александр Опекушин прошёл уникальный путь от крепостного крестьянина до академика скульптуры. Его произведения превратились в важные культурные символы России, служа образцами монументальной скульптуры эпохи реализма. Сегодня памятники работы Опекушина украшают многие города России и напоминают о выдающихся личностях русской истории и культуры.
Кроме того, творчество Александра Опекушина до сих пор вызывает интерес исследователей, искусствоведов и ценителей искусства, что подтверждает его значимую роль в развитии русской скульптуры XIX века.