Опекушин Александр Михайлович — русский скульптор-монументалист, академик (1872), действительный член ИАХ (1895) и член Совета Академии художеств в Петербурге.
Родился 16 (28) ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крепостных. Изначально обучался у отца, лепщика Михаила Евдокимовича Опекушина. В начале 1850-х гг. переехал в Санкт-Петербург для обучения в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художников (1850–52), параллельно работая в артели лепщиков и штукатуров. Позднее ввиду выдающихся способностей был принят на работу в скульптурную мастерскую Д.И. Йенсена (до 1864), оказавшему впоследствии помощь в получении вольной (1859). Из вольноприходящего ученика А.М. Опекушин смог стать классным художником 1-й степени (1870), а благодаря участию в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (по проекту М.О. Микешина) в 1872 году получил звание академика за фигуру императора Петра I. Также участвовал в изготовлении скульптур по другим проектам М.О. Микешина: памятникам императрице Екатерине II в Петербурге и адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве (не сохранился), открытых в 1873 году.
В 1875 году одержал победу в конкурсе проектов памятника А.С. Пушкину в Москве, так что именно по его модели в 1880 году на Тверском бульваре был торжественно открыт знаменитый монумент, в 1950-м перенесённый на Пушкинскую площадь. Кроме того, А.М. Опекушин разработал памятники Пушкину в Санкт-Петербурге (1884), Кишинёве (1885) и парке имения Вяземских Остафьево (1913); работал над памятниками К.М. Бэру в Тарту (1886), М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889), Н.Н. Муравьёву-Амурскому в Хабаровске (открыт в 1891, уничтожен в 1920-е гг., воссоздан в 1992), П.А. Вяземскому, В.А. Жуковскому.
После революции были разрушены памятник императору Александру III у храма Христа Спасителя в Москве, а также все памятники Александру II, находившиеся в Московском Кремле, городах Российской империи (Астрахани, Пскове, Владимире, Рыбинске и др.) и в Ченстохове в Царстве Польском.
А.М. Опекушин работал в портретном жанре: сохранились барельеф с его супругой, Е.И. Опекушиной (1860-е) и статуэтка с императором Петром I (1872). В 1881 году подготовил для Всероссийской промышленной выставки в Москве парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть» (совместно с М.О. Микешиным и архитектором Д.Н. Чичаговым), создал несколько надгробий.