Общество художников им. И. Е. Репина


Общество художников имени И. Е. Репина: история, идеи и критика

Общество художников имени И. Е. Репина было основано в честь 80-летия со дня рождения великого художника его бывшими учениками и последователями. Его участники разделяли принципы реализма, свойственные репинской школе, и стремились сохранить традиции академической живописи в условиях новых социально-политических реалий.

Идеология и программа Общества

В 1928 году была принята декларация Общества, в которой художник провозглашался «зеркалом эпохи», отражающим современную жизнь через искусство. В документе утверждалось:
«Художник должен быть зеркалом, отражающим ту современность и эпоху, в которой он живет, — в дальнейших произведениях своего художественного творчества отражать жизнь современного пролетарски-революционного момента в его историческом развертывании…»
Эта концепция стала одним из первых формулирований принципа «социалистического реализма», предполагающего доступное, реалистичное изображение социалистических идеалов, новых людей и общественных отношений.

Выставки Общества художников им. Репина

Собрания участников проходили в Центральном Доме работников искусств, а выставки — в Центральном Доме ученых и других залах Москвы.
  • Первая выставка (17 апреля 1927) — 34 художника, 314 работ
  • Вторая выставка (6 мая 1928) — 49 художников, 329 работ
  • Третья выставка (28 апреля 1929) — 30 художников, 203 работы
На первой выставке была представлена посмертная экспозиция Д. А. Щербиновского, а на второй — работы Б. М. Кустодиева.

Роль И. Е. Репина в советском искусстве

В каталоге второй выставки А. В. Григорьев (Григорьев-Мари) писал:
«Имя Репина должно занимать одно из первых мест в нашей культуре. Именно сейчас, в период культурной революции, его искусство становится особенно значимым. Оно синтетично, многогранно и вобрало в себя лучшие достижения прошлого. Имя этому направлению — репинизм…»
Таким образом, участники Общества видели свою миссию в сохранении и развитии традиционного реализма, отвергая авангардные и беспредметные течения.

Критика и распад Общества

Несмотря на заявленные цели, Общество подвергалось острой критике со стороны идеологов советского искусства.
  • Я. А. Тугендхольд называл его «убежищем изживших себя академиков», где выставлялись «светские портреты, этюды и советские мотивы, далекие от мощного реализма Репина».
  • В. М. Лобанов (АХРР) указывал, что художники Общества «питаются традициями не расцвета, а упадка передвижничества», а их натурализм «лишен социальной значимости».
В 1929 году объединение прекратило существование.

Заключение

Общество художников им. Репина стало важным, но кратковременным этапом в истории советской живописи. Оно попыталось сохранить академические традиции реализма, но столкнулось с жесткой критикой со стороны сторонников нового социалистического искусства. Несмотря на это, идеи репинизма оказали влияние на развитие социалистического реализма в последующие десятилетия.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!