Московское общество любителей художеств


Московское общество любителей художеств: История и деятельность Московское общество любителей художеств (МОЛХ) было одной из крупнейших художественных и благотворительных организаций Москвы. Оно было основано энтузиастами искусства — М. Е. Криштафовичем и братьями С. И. и П. И. Миллерами, которые с 1858 года еженедельно организовывали встречи художников и коллекционеров. 13 мая 1860 года был утверждён устав общества, определявший его цели: способствовать развитию и распространению искусства, поддерживать талантливых художников после завершения ими обучения, сближать мастеров с ценителями и создать Московскую Публичную художественную галерею. Этот устав, с небольшими редакционными изменениями, оставался в силе до 1918 года. Уже к 1861 году в обществе состояло 109 членов. С 1867 года общество находилось под покровительством великой княгини (а с 1881 года — императрицы) Марии Фёдоровны. Первым председателем стал С. И. Миллер (1860–1862), за ним следовали Н. В. Исаков (1862–1863), А. С. Уваров (1863–1877), Д. П. Боткин (1877–1889), С. М. Третьяков (1890–1892), К. М. Быковский (1892–1901), И. Е. Цветков (1901–1905), Н. И. Боткин (1908–1911), С. Д. Телешов (1911–1912), В. Д. Голицын (1912–1918). Управление деятельностью общества осуществлял Комитет из 12 человек, в который входили восемь любителей искусства и четверо художников. Среди художников, состоявших в Комитете в разные годы, были такие мастера, как И. И. Левитан, Н. В. Неврев, В. Г. Перов, В. Д. Поленов, В. В. Пукирев и П. М. Шмельков. Присуждением премий занималась специальная комиссия. Общество не придерживалось единой художественной программы и привлекало к участию в выставках мастеров различных направлений и объединений, включая членов Товарищества передвижников, Московского товарищества художников и Союза русских художников.

Деятельность и выставочная программа

В первые десять лет своей работы общество организовало постоянно действующую художественную выставку, которая стала первой публичной картинной галереей Москвы. Благодаря усилиям художников и меценатов в экспозиции впервые были представлены такие знаковые произведения, как «Явление Христа народу» А. А. Иванова, «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого, «Шутники. Гостиный двор в Москве» И. М. Прянишникова, «Тройка» В. Г. Перова, «Неравный брак» В. В. Пукирева и «Тайная вечеря» Н. Н. Ге. Также были организованы экспозиции русских отделов на Всемирных выставках в Лондоне (1862) и Париже (1867), обширная выставка портретов из частных коллекций (1868–1869) и выставка произведений западноевропейских мастеров (1890). С конца 1880-х годов популярность постоянной выставки снизилась из-за открытия для публики Третьяковской галереи, и после 1893 года она больше не возобновлялась. Однако с 1880 по 1913 годы общество ежегодно организовывало периодические выставки, приуроченные к рождественским праздникам, а в 1889–1892 годах – специальные экспозиции этюдов и рисунков. В 1895–1902 годах проходили выставки акварелей, пастелей и графики. В числе значимых персональных и тематических выставок можно отметить посмертную выставку К. А. Трутовского (1893), экспозицию, посвящённую 100-летию со дня рождения К. П. Брюллова (1899), мемориальную выставку к 10-летию со дня смерти И. И. Левитана (1911) и выставку изображений Христа. На выставках МОЛХ впервые были представлены такие произведения, как «Лосиный остров в Сокольниках» (1870, 1-я премия), «Грачи прилетели» (1871) А. К. Саврасова, «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (1873) В. И. Якоби, «Девочка с персиками» (1-я премия), «Девушка, освещённая солнцем», «Заросший пруд. Домотканово» В. А. Серова (1888/1889), «Обед работников» С. А. Виноградова (3-я премия), «Весна в Италии» И. И. Левитана (1890/1891). На этюдных выставках экспонировались наброски и эскизы к знаменитым картинам: «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова (1889), этюды И. И. Левитана, созданные в Плёсе и Италии, работы В. А. Серова, выполненные в Домотканово (1890). Выставки сопровождались изданием каталогов.

Художественные конкурсы и благотворительная деятельность

С 1860-х годов МОЛХ регулярно проводило художественные конкурсы и присуждало премии, учреждённые из специальных именных фондов. Среди них были:
  • Премия В. П. Боткина (за жанровую картину и пейзаж)
  • Премия Л. Н. Панина (за портрет)
  • Премии И. Е. Репина и В. Д. Поленова (за жанровые произведения)
  • Премия Н. С. Мосолова (за офорт и акварельный пейзаж)
Кроме того, общество устраивало благотворительные лотереи, аукционы и распродажи, направляя вырученные средства на помощь молодым художникам, включая финансирование их зарубежных стажировок. В 1872 году был создан фонд для поддержки малоимущих и престарелых художников и их семей. В 1910 году, в честь 50-летия общества, были учреждены стипендии для студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

Образовательная и организационная деятельность

В 1870 году при МОЛХ открылись Рисовальные классы, где преподавали В. О. Шервуд, В. Г. Перов и И. М. Прянишников. Члены общества могли заниматься в них бесплатно. В 1869 году была создана библиотека, куда регулярно поступали русские и европейские издания по искусству. В 1894 году общество организовало 1-й Съезд русских художников и любителей искусства, который собрал более 700 делегатов. Это событие было приурочено к передаче Москве коллекции картин братьев Третьяковых.

Закат деятельности общества

К началу XX века, с появлением множества новых художественных объединений, влияние МОЛХ в культурной жизни Москвы стало ослабевать. После прекращения периодических выставок оно сосредоточилось на благотворительных мероприятиях. В 1917 году было предложено собрать средства на строительство «Дворца искусств» в Москве, но революционные события помешали реализации этой идеи. В 1918 году общество прекратило своё существование.
Лот №18
Богатов Николай Алексеевич (1854-1935 гг)
Две жанровые картины

1. Дети у плетня. Россия, 1878 год. Холст, масло. 49 Х 38 см. Справа внизу подпись и дата: Н.Богатовъ 1878г. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (2018 г., А.А.Махотина).
Оформлена в авторскую раму. Россия, Московская губ., г.Сергиев Посад, 1900-е годы. Дерево, выжигание, резьба. 76,8 Х 66 см. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова на раму прилагается (О.Б.Стругова).
Декоративным акцентом рамы является изображение Жар-птицы - ее фигура охватывает правую и нижнюю части периметра. Изображения Жар-птицы, а иногда павлина часто встречаются у русских художников декоративно-прикладного искусства (у М.Врубеля, С.Малютина, А.Зиновьева, В.Бекетова, Ф.Шехтеля и других). Чаще они имеют стилизованный характер, в отличие от представленного, более реалистичного. Остальное простанство рамы занимают орнаментальные мотивы, где можно отметить "абрамцевские" и "талашкинские" элементы. Это не является случайным, поскольку многие сергиево-посадские мастера вышли из абрамцевской школы, а после закрытия художественных мастерских княгини М.Тенишевой в Талашкине некотороые мастера после 1905 года приехали в Сергиев Посад.  Среди сохранившихся предметов, декорированных выжиганием с раскраской, рамы для живописи являются большой редкостью, поскольку они носили заказной характер и выполнялись индивидуально. Рама имеет несомненное художественное и музейное значение

2. По грибы. Россия, 1877 год. Холст, масло. 49 Х 38 см. Справа внизу остатки подписи и даты: ...овъ/ 1877. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (2018 г., А.А.Махотина).
Оформлена в авторскую раму. Мастер Г.Алексеев. Россия, Московская губ., г.Сергиев Посад, 1900-е годы. Дерево, выжигание, резьба. 76,5 Х 65,6 см. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова на раму прилагается (О.Б.Стругова).
Рама декорирована по периметру гармонично скомпонованными сюжетами и мотивами, заимствованными в книжной графике И.Я.Билибина. Характер иллюстраций художника к русским сказкам и былинам как нельзя лучше соответствовал требованиям сергиево-посадских художников. Рама выполнена на высоком профессиональном уровне, чем объясняется авторская подпись в правом нижнем углу - "Работалъ Г. АлексЪев". В коллекции Сергиево-Посадского музея есть шкатулка, в декоре которой имеется изображением гусляра, повторяющнн аналогичную фигуру на раме. Раму можно атрибутировать как произведение мастера Г.Алексеева, выполненную в учебной мастерской Московского губернского земства и заказанную, вероятнее всего, через Московский Кустарный музей. Рама имеет несомненное художественное и музейное значение

Эстимейт: 3 200 000 — 4 000 000
Не продано
Лот №13
Левитан Исаак Ильич (1860-1900 гг)
Вечер. Деревня осенью

Россия, 1890-е годы. Холст, картон, масло. 26 Х 38 см (в свету). Подпись справа внизу "И.Левитанъ". Рама, стекло, паспарту. Экспертиза ЦХЭ им. Репина, эксперт Захаренкова Л.И., 2018 год. Экспертное заключение Писаревой С.А. и Петрова В.А.

Работа "Вечер. Деревня осенью" по манере исполнения может относиться к 1890-м годам. В это время художник обладал особой живописной свободой, использовал приемы стилизации и декоративности, часто писал пятном или широким размашистым мазком. Все это присутствует в в представленном полотне, делая его характерным образцом творчества Левитана указанного периода. Картина отличается красивым свето-цветовым построением, богатой колористической гаммой со сложными замесами. Художник наделил ее особой интонацией теплоты и грусти, присущей его осенним пейзажам. 
Произведение имеет высокое художественное значение и может представлять интерес для музейных и частных собраний.

Эстимейт: 7 300 000 — 7 800 000
Не продано
Лот №18
Богатов Николай Алексеевич (1854-1935 гг)
Две жанровые картины

1. Дети у плетня. Россия, 1878 год. Холст, масло. 49 Х 38 см. Справа внизу подпись и дата: Н.Богатовъ 1878г. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (2018 г., А.А.Махотина).
Оформлена в авторскую раму. Россия, Московская губ., г.Сергиев Посад, 1900-е годы. Дерево, выжигание, резьба. 76,8 Х 66 см. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова на раму прилагается (О.Б.Стругова).
Декоративным акцентом рамы является изображение Жар-птицы - ее фигура охватывает правую и нижнюю части периметра. Изображения Жар-птицы, а иногда павлина часто встречаются у русских художников декоративно-прикладного искусства (у М.Врубеля, С.Малютина, А.Зиновьева, В.Бекетова, Ф.Шехтеля и других). Чаще они имеют стилизованный характер, в отличие от представленного, более реалистичного. Остальное простанство рамы занимают орнаментальные мотивы, где можно отметить "абрамцевские" и "талашкинские" элементы. Это не является случайным, поскольку многие сергиево-посадские мастера вышли из абрамцевской школы, а после закрытия художественных мастерских княгини М.Тенишевой в Талашкине некотороые мастера после 1905 года приехали в Сергиев Посад.  Среди сохранившихся предметов, декорированных выжиганием с раскраской, рамы для живописи являются большой редкостью, поскольку они носили заказной характер и выполнялись индивидуально. Рама имеет несомненное художественное и музейное значение

2. По грибы. Россия, 1877 год. Холст, масло. 49 Х 38 см. Справа внизу остатки подписи и даты: ...овъ/ 1877. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (2018 г., А.А.Махотина).
Оформлена в авторскую раму. Мастер Г.Алексеев. Россия, Московская губ., г.Сергиев Посад, 1900-е годы. Дерево, выжигание, резьба. 76,5 Х 65,6 см. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова на раму прилагается (О.Б.Стругова).
Рама декорирована по периметру гармонично скомпонованными сюжетами и мотивами, заимствованными в книжной графике И.Я.Билибина. Характер иллюстраций художника к русским сказкам и былинам как нельзя лучше соответствовал требованиям сергиево-посадских художников. Рама выполнена на высоком профессиональном уровне, чем объясняется авторская подпись в правом нижнем углу - "Работалъ Г. АлексЪев". В коллекции Сергиево-Посадского музея есть шкатулка, в декоре которой имеется изображением гусляра, повторяющнн аналогичную фигуру на раме. Раму можно атрибутировать как произведение мастера Г.Алексеева, выполненную в учебной мастерской Московского губернского земства и заказанную, вероятнее всего, через Московский Кустарный музей. Рама имеет несомненное художественное и музейное значение

Эстимейт: 3 500 000 — 4 500 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!