Пасха
Россия, конец ХIХ - начало ХХ вв. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, белила, тушь. 31,5 Х 41 см. Рама, стекло
Экспертиза ВХНРЦ им.Грабаря (эксперты - Сергеева Д.В., Киселева А.Р.), 2017 год
Клавдий Васильевич Лебедев — художник истории, быта и веры
Клавдий Васильевич Лебедев (1852–1916) — русский живописец, академик, преподаватель и выдающийся иллюстратор. Его творчество объединило три направления: историческую живопись, жанровые сцены из народной жизни и монументальное церковное искусство. Кроме того, он прославился как один из самых значимых художников конца XIX века, чьи картины отражают национальные образы и культурную память России.
Происхождение и образование
Лебедев родился 16 октября 1852 года в семье церковного живописца. С раннего детства он впитывал элементы народного и православного художественного наследия. Вначале он учился в Строгановском училище технического рисования, а затем — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Перов, Маковский и Сорокин. Таким образом, он получил академическую школу с глубоким вниманием к быту и деталям.
Художественная карьера и признание
В 1881 году Лебедев получил Большую серебряную медаль Академии художеств и звание классного художника. С 1890 года он преподавал в училище, где когда-то учился сам, а с 1894 по 1898 год — в Академии художеств. В 1897 году его признали академиком, а в 1906 — действительным членом Академии. Эти награды подтверждают высокий авторитет Лебедева в художественном сообществе.
Участие в передвижничестве
С 1891 года художник стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Он активно участвовал в передвижнических экспозициях, а также выставлялся в Московском обществе любителей художеств и на академических выставках. Благодаря этому его работы стали доступными широкой публике по всей России.
Тематика и особенности творчества
Клавдий Лебедев создавал картины на темы из истории Руси, церковной жизни, народного быта и семейных отношений. Например, его произведения «Боярская свадьба» (1883), «К сыну» (1894), «Выход боярышни из церкви» (1881) отражают образы старой Москвы, допетровской Руси и патриархального уклада.
Кроме того, он принимал участие в росписи православных храмов, в том числе Вознесенского собора в Ельце и церкви святого Стефана в Стамбуле. Таким образом, он объединил станковую живопись с монументальной традицией.
Лебедев — иллюстратор
Художник иллюстрировал множество литературных изданий. Среди них особенно выделяются «Записки охотника» И. С. Тургенева, а также библейские сюжеты и народные сказки. Его работы украшали страницы журналов «Нива» и «Всемирная иллюстрация». Благодаря изяществу линий и вниманию к народным мотивам, его графика пользовалась широкой популярностью.
Стиль и художественное влияние
Творчество Лебедева отличает ясность композиции, тонкое чувство цвета и стремление к образной достоверности. Он писал сдержанно, но выразительно, избегая излишней патетики. Искусствоведы подчеркивают его внимание к деталям, костюму, архитектуре, эмоциональной правде персонажей.
Последние годы и наследие
Клавдий Лебедев умер 21 сентября 1916 года в Москве. Однако его вклад в русскую живопись остался значительным. Его картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, в региональных собраниях и частных коллекциях. В 1988 году СССР выпустил почтовую марку с его работой «Боярыня рассматривает рисунок для вышивки».