Эскиз открытки «Просим милости за стол,/Наш хозяин хлебосол»
Россия, 1894 год. Бумага, акварель. 10,6 Х 12,6 см. Подпись и дата справа внизу. Рама, стекло, паспарту.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова) (1843–1914)
Русская художница-график, мастер силуэта и акварели. Одна из первых женщин в России, получивших широкую известность как иллюстратор и автор художественных открыток.
Происхождение и образование
Елизавета Бём родилась 24 февраля 1843 года в Санкт-Петербурге. Её семья — дворяне Эндауровы — вела родословную от татарских мурз, поступивших на службу к Ивану III. Детство будущей художницы прошло в Ярославской губернии. Именно там она начала рисовать с натуры, наблюдая за крестьянским бытом.
В 1857 году Бём поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художников. Учёбу она завершила в 1864 году с серебряной медалью. Кроме того, брала частные уроки у Ивана Крамского и Павла Чистякова. Эти мастера оказали большое влияние на её формирование как художника.
Семья и поддержка
В 1867 году Елизавета вышла замуж за Людвига Францевича Бёма. Он был известным скрипачом и профессором Петербургской консерватории. Брак оказался счастливым. Муж поддерживал её творчество, создавая спокойную домашнюю атмосферу.
Творчество
С конца 1870-х годов Бём активно работала в технике силуэта. Это направление было почти не представлено в России. Однако благодаря её мастерству оно стало популярным. В 1875 году она выпустила первый альбом — «Силуэты». Через два года появился следующий — «Силуэты из жизни детей». Оба сборника быстро обрели успех.
Художница также работала с акварелью, карандашом и литографией. Кроме того, она иллюстрировала произведения Толстого, Некрасова и русские народные сказки. Большую известность получили и её открытки — трогательные сценки с детьми и сельским бытом.
Международное признание
Работы Елизаветы Бём выставлялись за рубежом. Она получила медали на Всемирных выставках в Чикаго (1893), Париже (1900), Мюнхене (1902) и Милане (1906). Благодаря этому её имя стало известно и за пределами России. Кроме того, открытки с её иллюстрациями издавались в Германии, Франции и США.
Благотворительность и общественная деятельность
Художница сотрудничала с Обществом Святой Евгении. Оно выпускало открытки, средства от продажи которых шли на помощь нуждающимся. Таким образом, Бём внесла вклад не только в искусство, но и в благотворительность.
Последние годы и память
После смерти мужа в 1904 году Бём продолжала рисовать. Её творчество становилось всё более камерным и философским. Она скончалась 7 августа 1914 года в Санкт-Петербурге.
Сегодня её работы хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и других собраниях. Кроме того, они пользуются стабильным спросом на антикварных аукционах.
Значение
Елизавета Бём стала одной из первых женщин в российском искусстве, добившихся успеха без покровительства. Её стиль отличают точность, доброжелательность и теплая лирика. Благодаря её труду силуэтная графика обрела в России популярность и художественную значимость.