
Изображение публикуется в информационных целях и не является рекламным продуктом. Копирование и использование в коммерческих целях запрещено. Защищено авторским правом.
Нева. Васильевский остров
СССР, 1962 год. Картон, масло. 40 Х 39,2 см. Подпись на обороте
Борис Исаакович Гурвич (1905–1985)
Художник аналитического направления, график, сценограф, педагог. Один из ключевых представителей ленинградской школы XX века, последователь Павла Филонова и участник художественного объединения «Мастера аналитического искусства».
Краткая биография
Борис Гурвич родился 1 января 1905 года в Санкт-Петербурге в семье гравёра. С ранних лет проявлял интерес к изобразительному искусству. Образование получил во ВХУТЕМАСе, где обучался у таких мастеров, как А. Еберлинг, М. Добужинский, К. Петров-Водкин и А. Савинов.
В 1924 году вошёл в круг учеников П. Н. Филонова и стал активным участником объединения МАИ (Мастера аналитического искусства). Своим творчеством внёс весомый вклад в развитие так называемого аналитического метода в живописи.
Творческий путь
Ранний период и аналитическая живопись
Работы Гурвича 1920–1930-х годов отличались сложной многослойной структурой. Он стремился не просто изобразить предмет, а воссоздать его внутреннюю сущность через разбор и последовательное «созидание» — основа метода Филонова. Участвовал в выставках Дома печати и других экспериментальных экспозициях.
Смены направлений
После распада МАИ в 1932 году Гурвич переключился на более прикладные формы искусства. Работал в жанре антицерковной графики, занимался оформлением выставок, создавал стенды, плакаты, оформление павильонов (в том числе для ВСХВ и Парижской выставки 1937 года).
Сценография и театральная карьера
С 1930-х годов активно работал как сценограф и художник кино. Создавал декорации к спектаклям и фильмам, оформлял театральные постановки в Москве, Ленинграде, Донецке, Вильнюсе и других городах. В 1960-е годы участвовал в выставке «Советский спектакль», представляя театральную графику и эскизы.
Стиль и особенности
Гурвич в живописи следовал принципам аналитического искусства, фокусируясь на внутреннем строении образа, а не только внешней форме. В сценографии он стремился создать «мыслящий» сценический образ, наполненный философской глубиной и пластической выразительностью.
Даже в оформительской работе он придерживался высокого художественного стандарта, что выделяло его среди коллег по театру и дизайну.
Наследие и признание
-
При жизни не проводил персональных выставок
-
Посмертные выставки прошли в 1990-х и 2000-х годах
-
В 2008 году на аукционе Sotheby’s работа Гурвича была продана за $249,000, в 10 раз выше начальной оценки
-
Исследователь Троэльс Андерсен посвятил ему отдельную монографию, включив Гурвича в историю русского авангарда
Работы хранятся в собраниях:
-
Русский музей (Санкт-Петербург)
-
Музей театрального и музыкального искусства
-
Частные коллекции в России и за рубежом
Заключение
Борис Исаакович Гурвич — фигура переходная, но важнейшая: он связал авангард 1920-х с визуальной культурой позднего советского периода. Его вклад в развитие аналитического метода, театральной сценографии и графического искусства заслуживает высокой оценки. Гурвич — художник, чьё творчество требует вдумчивого взгляда и глубокого осмысления.